^Back To Top
Художники блокадного Ленинграда
1941 год. Зима, блокада, бомбежки. Обстрелы, голод, холод. Несчетные тысячи смертей... Череда бесконечных темных дней, самых трагических и мужественных среди девятисот беспримерных дней блокады.
С первого дня войны художники вместе со всеми ленинградцами строили оборонительные сооружения, трудились на лесозаготовках, проходили военное обучение в командах противовоздушной обороны. Более ста человек ушло на фронт. Многие сражались в народном ополчении. Все хотели защищать родной город с оружием в руках. Некоторые тогда решили, что профессиональные навыки художника во время войны никому не нужны. Но уже в конце июня 1941 года большую группу живописцев военное командование призвало выполнять работу по маскировке военных объектов – прежде всего аэродромов. Маскировали и памятники архитектуры города-музея, укрывали от осколков бомб и снарядов монументальные скульптуры на знаменитых набережных и площадях Ленинграда. Руки, умеющие обращаться с произведениями искусства, понадобились и при срочной упаковке сокровищ Эрмитажа и Русского музея для эвакуации. Пережившие блокаду художники вспоминают, с каким трепетом и душевной болью помогали они сотрудникам музеев снимать с подрамников бесценные полотна, как горько всем было видеть пустые рамы на стенах прославленных залов...
Соломон Борисович Юдовин
Алексей Фёдорович Пахомов
Николай Александрович Павлов
В одном из своих офортов художник запечатлел драматическое событие – «Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года», положившее начало голоду в городе, когда сгорели основные запасы продовольствия.
Несмотря на войну в городе проводились выставки.
Е. Я. Хигер.
"У колонки. Блокадные зарисовки". 1941-42
П. Д. Бучкин. "За водой. Улица Рубинштейна. Зима". 1941-1942
Д. П. Бучкин. "Кузнечный рынок". Лист из альбома "Блокадный Ленинград". 1941-42
Эрмитаж в дни блокады
Во всех зданиях гигантского музея - от Адмиралтейского проезда до Зимней канавки - колоколом громкого боя отдался звонок из Москвы: эвакуация!
Эрмитаж смог заранее изготовить основную часть ящиков для упаковки ценностей, которые предназначались для отправки двумя железнодорожными составами. Ящики готовились для определенных экспонатов, и в них находился список предметов, предназначенных для упаковки в каждом ящике, со всеми необходимыми данными и упаковочными материалами.
Зал Юпитера в годы блокады. У ног шестнадцатитонного громовержца теснятся изделия из уральских самоцветов.
В. В. Милютина. "Черная ваза и упавшие рамы".
Из серии "Государственный Эрмитаж в блокаду". 1942.
В городе на Неве, в Доме художников, перед входом в выставочные залы висит большая мраморная доска. На ней высечены имена погибших в Великую Отечественную войну. Более 150 художников...