^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

7 февраля 2021 года исполнилось 175 лет со дня рождения выдающегося художника-живописца Владимира Егоровича Маковского.

 

   В сентябре и октябре обучающиеся ДХШ вели подготовку и участвовали в Международной практической олимпиаде по предмету история искусств, посвящённой 175-летию со дня рождения В.Е. Маковского "Мастер бытового жанра".

  Мы узнали, насколько разносторонним человеком был Владимир Егорович.

 

Признанный мастер бытового жанра.

В своих многочисленных полотнах В. Е. Маковский затронул и показал жизнь почти всех социальных групп и сословий России. Здесь купцы, чиновники, дворяне всех рангов и состояний; разночинная интеллигенция и трудовой люд — ремесленники, мастеровые и крестьяне; мещане и обыватели разных возрастов и характеров; приказчики, слуги и лакеи, нищие, бродяги и арестанты, солдаты и жандармы.

В доме Маковских, отличавшихся широким радушием и гостеприимством, постоянно собирались выдающиеся художники, музыканты, писатели, артисты. Здесь бывали некогда Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин.

«Литературное чтение», 1866

 

«Музыкальный вечер», 1906

В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приемной у доктора», где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. С тонким юмором подчеркнул художник живущую в народе веру в чудодейственную исцеляющую силу «домашних» способов лечения. Внимание к деталям и, главное, теплая ирония сделали свое дело — картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста.

 

«В приёмной у доктора», 1870

За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика.
«Любители соловьиного пения»
 
 
«Игра в бабки»

 

Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание» (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным «в учение» к ремесленнику, «в люди». Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.

«Свидание»

 
В том же году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском ноле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.

 

В наследие русскому народу остались свыше четырех сотен картин, множество иллюстраций к произведениям классиков русской литературы, офортов, гравюр, акварелей и рисунков.